Вчера очень капитально поработал. Знакомый взял мой фонокорректор и со всей серьёзностью его обмерил. Собрал специальное устройство для тестов - анти-РИАА + буфер на ОУ для регулировки выходного сигнала. У разных фонокорректоров разный выходной сигнал и для честного сравнения этот сигнал нужно приводить к одному уровню.
В общем, в сравнении с чем-то транзисторным он обнаружил два странных момента. Во-первых, бас. При прослушивании разных фоников мои выделяются большим басом. АЧХ у всех одинаковые в этом диапазоне. Во-вторых, уровень шумов. На слух везде всё хорошо, а по замерам у меня они растут с понижением частоты. Может это как-то связано с тем, что бас кажется (есть) больше. Может не это. Не смотря на то, что на слух это не влияет, он, как инженер, попросил попробовать подобрать другую лампу.
Я начал гуглить на тему ламповых шумов. Разобрался, что такое эквивалентное сопротивление шумов :) и что этот параметр для звуковых частот бесполезен :) он заметно выше на них и нельзя сделать вывод, что раз он по справочнику меньше в н-раз для какой-то лампы, то реальные шумы с этой лампой будут так же меньше.
Потом, если смотреть формулу расчета шумов, то можно заметить, что шумы зависят от крутизны. И что у триодов они в идеале меньше, чем у пентодов. Приложил скриншот с формулами. У пентодов ещё + бла бла бла.
И собрал я всё интересное, что было дома. Это триоды с большим усилением, такие как 6н21б, 6н2п-ев, 6с7б (половинка от 6н17б). Это и пентоды - 6ж32б, 6ж45б, 6э5п - с последней пришлось повозиться. Всё токи у неё заметно выше. Поменял все переменные резисторы. И вообще.. один накал 0,6А!!!
Да, ещё теория. Шум герерирует только первая лампа. Только то, что пришло на вход + сама лампа. Дальнейшим путём сигнала можно пренебречь. Анодные резисторы, последующие каскады - всё это капля в море. Потому только входная лампа.
Итого. У триодов действительно шумы обычно чуть поменьше. Но даже самый крутой триод не дотягивает по усилению до простого пентода, увы. И разница всё равно по шумам показалась незначительной. А вот характер распределения шумов по частоте абсолютно такой же. Та же наклонная линия. На НЧ шумов больше, с ростом частоты шумов меньше.
Всегда думал, что это обусловлено суммой РИАА - усиление на НЧ сильно выше, чем на ВЧ. Но при сравнении с транзисторным фонокорректором, у последнего картина может быть иной.
Вывод я сделал только один - все имеющиеся лампы примерно одинаковые по характеру шума и по этому параметру смысла их менять на другие нет.
Ну и по триоды. По усилению заметно уступают. Если пентод на входе, можно обойтись двумя лампами. С триодами только три каскада, иначе будет тиииихо.
Комментариев: 4 RSS
1Аноним09-07-2018 16:40
используй схему дайнаку. 6ф1п на входе пентод. фазоинвертор триод
2Константин20-10-2021 09:14
Все лампы шумят, поэтому можно выжать максимальный коэф усиления первой лампы. тогда шум будет тише звука немой канавки а это уже не так важно.
Триод и пентод просто по разному звучат. даже не скажу кто лучше. вернее скажу - скорей всего (если нет дополнительных артефактов) то чем старее лампа тем лучше.
3vovans20-10-2021 09:40
А чем старые лампы лучше? Больше окраса в слышимых частотах? Или этот окрас там "более благородный"?
Я вот использую относительно свежие 6ж45б/6н28б и очень доволен лампами. Никакой октальный хлам нет желания использовать в предварительных каскадах.
4Аноним28-10-2021 10:03
Пожелание - если вы в чем то не сильно разбираетесь, по крайней мере старайтесь это не показывать.
Подумайте над тем что лампы это механическая конструкция и на звук влияет все - материал геометрия вакуум цоколь и т.д.
а окрас, вкус и прочее есть у всего. такая простая штука как провод и то в разных местах схемы системы слышится по разному. почему то звук старых ламп более всего напоминает звучание живых инструментов, а то что вы довольны только говорит о разрешении вашей системы
Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.