Пассивный предварительный «усилитель» никаким усилителем не является, разумеется. Но так уж повелось… От обычного предварительного усилителя он отличается лишь отсутствием активной части — усилителя или буфера. Но суть остаётся довольно близкой.
Давно хотел поблочно описать предварительный усилитель — блок коммутации, буфер, блок питания, возможно блок тембров. На каждый блок по заметке. По возможности, с вариантами.
Но всегда главным вопросом было — а стоит ли делать активный пред или можно обойтись и пассивным? Ну, то есть, делать усилительную часть после регулятора громкости или оставить только регулятор?
У каждого подхода свои плюсы и минусы. И что меньшее из зол — не так-то просто решить. Пассивный предварительный «усилитель» хорош тем, что не меняет характер звука. Но он не согласует устройство воспроизведения и усилитель. Желательно бы это делать. Но какой ценой? Какой бы хорошей не была схема и её компоненты, но это ещё +1 блок в тракте, что качества звуку не добавляет.
В принципе, можно делать только коммутатор. Но немало любителей хорошего звука выбирают мощники. А у мощников зачастую либо совсем нет регулятора громкости, либо он реализован как-то неудобно. И вход один. Максимум два, но это реже.
В итоге я впервые решил попробовать полностью отказаться от активной части. Поставить только регулятор громкости и блок коммутации на хороших реле. Но потом подумал, подумал. Последнее время я стал активно использовать галетные переключатели как раз на 4 положения. И не заметил деградации звука. Если делать блок коммутации на реле, то это нужно провод на 230В, трансформатор ставить. Трансформатор будет давать наводки, потому его нужно ставить подальше. А это увеличивает корпус, когда хотелось бы что-то покомпактнее.
И решил я отказаться и от реле, а переключать входы только галетным переключателем на 4 положения. Галетный переключатель и ALPS – всё!
Можно ещё применить корейскую вариацию на тему ALPS под названием RH2702, по звуку он вполне нейтрален и имеет 8 выводов. То есть, два вывода для тонкомпенсации. И использовать эту самую тонкомпенсацию.
RH2702 - это довольно качественный и очень доступный пассивный аттенюатор на 22 положения.
Вот схема для RH2702 на 50К, которую мне рекомендовали как проверенную:
А вот схема для RH2702на 100К, которая используется в усилителях NAD:
И результирующая АЧХ:
Но я пока решил без тонкомпенсации. Не уверен, что она нужна.
Ниже фото того, что получилось.
Для внутреннего монтажа использовал разделанный японский кабель Canare.
Громкость регулируется, каналы переключаются. Что ещё нужно?
Комментариев: 4 RSS
1Давид27-02-2021 21:58
А как же согласование по сопротивлению источника и нагрузки?
2vovans27-02-2021 23:05
А никак. Точне, чем ниже сопротивление регулятора, тем ниже и выходное.
нужно согласование - делаем активный пред. У него своих недостатки. Нет идеального решения. Всегда нужно на что-то закрывать глаза и делать вид, что этого нет :)
3Давид28-02-2021 00:34
Дело в том, что у меня активные мониторчики с входом всего 10кОм и они люто громко орут даже при полностью выкрученном в минимум РГ. По хорошему мне нужен потенциометр на 1кОм, правильно?
4Аноним28-02-2021 22:04
Да, боюсь, что это похоже на правду :(
В таком случае лучше активный пред. Но обычно входное сопротивление 33-100к и можно считать, что этой проблемы нет.
Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.